Из опыта работы с комплектом «Моя малая родина»

Несколько лет педагоги МБОУ «Прогимназии № 133», а затем Филиала МБОУ «Лицей № 11» успешно работают с учебной литературой издательства «Край Ра».

Данная литература применялась как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности.

Рабочие программы образовательного заведения по учебным предметам на основании Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.16 № 03-02/5361 «Об организации образовательной деятельности в начальном общем образовании в 2016-2017 учебном году», должны быть составлены с учётом   национальных, региональных и этнокультурных особенностей.  Поэтому педагоги при разработке программ активно использовали комплект учебной литературы «Моя малая родина». Этот комплект полностью соответствует требованиям ФГОС и включает в себя всю линейку материалов: учебники, рабочие тетради, книга для учителя, книга для чтения по краеведению, и что очень важно, карточки для текущего контроля.

Опыт показывает удивительную вещь: если несколько лет назад у большинства детей природоведение считалось одним из интересных и лёгких предметов, то современные городские  дети, оторванные от природы, уже так не считают. К сожалению, они лучше знают заграницу, чем родную область. Это отмечают и родители учащихся. Поэтому учебная литература издательства «Край Ра» это прекрасный помощник в изучении  природы родного края, истории, культуры, традиций.

Основное использование данных материалов на уроках «Окружающего мира». Учебное пособие освещает все разделы данной программы и даже расширяет её рамки. Но можно использовать материалы и на занятиях во внеурочной деятельности. В нашей школе ряд педагогов использовали комплект на занятиях «Я познаю мир». Комплект «Моя малая родина» Челябинская область» разработан таким образом, что весь необходимый материал по краеведению не просто даётся в готовом виде, но и даёт возможность для творчества, как ученика, так и учителя. То есть можно дать необходимый минимум знаний, но при наличии времени, можно расширить курс. Так в уроки литературного чтения педагоги включали информацию из книги Т. Корецкой «Из истории седого Урала», тоже выпущенной издательством «Край Ра».  Уроки внеклассного чтения наполнялись материалом по истории Урала, что вызывало неподдельный интерес у детей.

В прошедшем году учителя использовали ещё два пособия этого издательства «Тексты по русскому языку для начальной школы» и «Кеми и его друзья. Челябинск для детей». «Тексты по русскому языку» составлены с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей области и использовались для диктантов, творческих изложений, учебного списывания. Кроме того в текстах содержалось максимально возможное количество слов из словаря. Таким образом, работа с текстами обеспечивала непроизвольное запоминание правописания таких слов.

«Кеми и его друзья. Челябинск для детей» пособие на английском языке с текстами об истории, архитектуре и достопримечательностях нашего города использовалось учителям английского языка на уроках и во внеурочной деятельности. Оказалось, что при переводе текстов, выборочном заучивании наизусть, дети лучше усваивали и краеведческий материал, стали интересоваться историей города.

И, конечно, одно из любимых учебных пособий всех учащихся, это географические карты и атлас из комплекта «Моя малая Родина» Челябинская область». В классах, где на стенах висели карты области, дети безошибочно находили города, реки, горы родного края.

В. Г. Окунькова
А. М. Худенко

Leave a Reply